О вреде и пользе ООС
Теория Домыслы Введение в практику Практика Лирика Композитные усилители
Теория
Возьму на себя смелость утверждать,
что отрицательная обратная связь (ООС)
это не просто технический приём, но частный случай
Абсолютно Универсального Принципа
Этот Принцип существовал задолго до появления электроники и нас с вами,
в соответствии с этим Принципом осуществляется саморегуляция (гомеостаз) всего сущего
в этом мире - от мельчайших клеток до огромных экосистем планетарного масштаба.
"Вижу что мало - добавлю, вижу что много - убавлю"
Посмотрите вокруг себя, и вы обнаружите массу проявлений этого принципа.
Настолько логичных, что непонятно даже, как может быть иначе.
Каждый из нас пользуется этим механизмом ежесекундно, ну хотя бы для того,
чтобы не пронести ложку мимо рта или не сесть мимо стула.
Не залезая в большую науку, попытаюсь доступно объяснить, как
можно использовать этот Принцип в технике звукоусиления.
Нелишним будет напомнить, чем на самом деле является звуковой сигнал:
-- цитата из книги Ирины Алдошиной " Основы психоакустики"--
только два физических параметра сигнала воспринимаются нашей слуховой системой:
- интенсивность (т.е. энергия или звуковое давление)
- время - начало и конец сигнала и его повторяемость во времени (периодичность или частота).
Все остальное, что мы оцениваем в звуке: его громкость, высота, тембр, звуковое пространство,
тонкие музыкальные нюансы и др. - это результат обработки его нашим слуховым аппаратом и мозгом.
--- конец цитаты ---
В "электрическом" толковании неискажённая передача сигнала - точное соблюдение
его амплитуды в каждый момент времени. Амплитуда сигнала, нарисованная на шкале
времени представляет собой хорошо нам знакомую форму сигнала.
Итак, как только мы научимся очень-очень точно передавать форму сигнала, так сразу и
наступит счастье.
Ссылка на статью "ОООС на пальцах"
Посмотрим же, как может в этом помочь или помешать ООС.
Для примера рассмотрим простейшую модель усилителя.
Он состоит из двух основных частей:
- дифференциальный каскад, умеющий с хорошей точностью вычитать из сигнала А сигнал В.
- нелинейный усилитель напряжения, умеющий умножать полученную разницу примерно на 1000.
Без введения ООС (полагая В=0) будем иметь настолько хорошие параметры усилителя в целом,
насколько хорош нелинейный усилитель.
Вводим ООС. Для этого возьмём выходной сигнал, с помощью резисторов поделим его на 10
и подадим на вход В.
Усиление этой схемы может быть точно посчитано по формуле выше.
Подставив значения, получим коэффициент усиления К1=9,90099.
Видим, что усиление схемы сильно уменьшилось.
Теперь предположим, что коэффициент усиления нелинейного усилителя по каким-то причинам
уменьшился на 10% (например, при увеличении амплитуды сигнала или увеличении нагрузки)
и стал всего 900.
Для схемы без ООС это будет означать искажение формы сигнала на 10% (!!!)
Для усилителя же с ООС получим коэффициент усиления К2=9,89011
Коэффициенты усиления К2 и К1 отличаются друг от друга всего на 0.11001 %, т.е.
С помощью ООС нелинейность усилителя из 10% превратилась в 0.11 %.
Тут нет места разночтениям и магическим толкованиям,
ООС работает в строгом соответствии с законами математики.
Любое "отклонение" нелинейного усилителя компенсируется для приведённой схемы примерно в 100 раз.
Использование ООС даёт дополнительные преимущества, такие как
- увеличение полосы пропускания
- увеличение входного сопротивления
- снижение выходного сопротивления
- уменьшение помех, проникающих из источника питания.
Из недостатков пока только снижение усиления, однако... всё это слишком хорошо,
чтобы быть правдой.
Усилитель на практике не может мгновенно передать сигнал на свой выход, и с увеличением
частоты постепенно появляется запаздывание выходного сигнала относительно входного,
на графике он как бы "сдвигается" вправо.
Неизбежно наступает момент, когда этот сдвиг становится настолько велик, что
отрицательная ОС превращается в положительную (ПОС). Усилитель, охваченный ПОС,
обладает бесконечно большим усилением и усилитем в нашем понятии уже не является;
он становится генератором, причём никуда не годным генератором.
Существует многообразная дисциплина, изучающая закономерности поведения систем,
подвергающихся внешним воздействиям, и называемая теорией устойчивости.
В рамках этой теории около 80 лет назад был выработан очень простой и удобный для
практических применений критерий устойчивости, получивший название "критерий Найквиста".
Работы этого учёного, занимавшегося, кстати, в том числе и совершенно конкретными "железками"
получили всемирное признание, и для теории передачи и усиления сигналов Найквист всё равно что
Энштейн для теории относительности.
Однако всегда найдутся Эзотерики от HiEnd, готовые утверждать, что мол-де он, конечно, молодец,
но вот именно для Звука его теория не полна и не совершенна! И что только усилители без ООС
могут дать (и, поверьте, дают!!!) единственно верное звучание.
Так в чём же дело? Может быть, современная наука выявила новые аспекты теории устойчивости,
или нашла принципиально иные способы решения задачи усиления электрических сигналов,
или, в конце концов, появились другие, неэлектрические способы обработки электрических сигналов?
Увы, законы физики с тех пор не поменялись, и основополагающие правила построения электрических
схем тоже остались неизменными.
По сути, изменились только маркетинговые приёмы. Эта наука, действительно, продвинулась неимоверно!
Как говорится, если проигрываешь, играя по общим правилам,
единственный способ выиграть - создать свои правила!
На полноценные Правила этим нео-релятивистам, конечно, силёнок маловато, да и "подпереть" такую паранауку
хоть сколько-нибудь убедительно в рамках традиционной физики и электроники мягко говоря, проблематично!
Пришлось бы изобретать новую физику и новейшую электронику, а не строить свои Изделия на стекляшках с помойки.
Так что ограничиваются они обычно не очень конкретными и не подтверждёнными теорией Мифами и Легендами.
А для создания "научного антуража" стало модным пиарить совершенно тривиальные технические решения,
превозносимые как нечто эксклюзивное и новое...продолжение здесь, нам же следует вернуться к ООС.
С достоинствами ООС разобрались, из недостатков пока выявлены только:
- снижение общего усиления и
- угроза превращения ООС в ПОС, т.е. потеря устойчивости
Усиление современных полупроводниковых приборов очень велико (например, два последовательно включённых
дифференциальных каскада обладают усилением по напряжению около 1000 000), так что первый недостаток
ООС препятствием для нас не является.
Проблема потери устойчивости - Ахиллесова пята схем с ООС. Для её преодоления недостаточно хорошо знать
и уметь придумывать Мифы и Легенды, тут потребуются теоретическая подготовка и техническая эрудиция.
Схемы с общей ООС, а тем более с глубокой ОООС нуждаются в тчательнейшей проработке, поскольку могут
потерять устойчивость (иногда на мгновение, иногда - до выключения питания или до пожёга)
как минимум, в шести случаях:
- слишком быстрое входное воздействие, и, как следствие - насыщение какого-либо каскада
- ограничение выходного напряжения, приводящее к насыщению всех каскадов усиления, иногда даже выходного
- сложный импеданс нагрузки, приводящий к большим токовым нагрузкам выходного каскада, свойства которого
могут сильно зависеть от выходного напряжения и/или тока
- ограничение тока в выходном каскаде (работа системы защиты от токовой перегрузки)
- снижение напряжения питания, которое может привести к изменению режимов работы отдельных каскадов
- ну и, наконец, ВЧ помехи из сети питания и эфира, наведённые на подводящие провода
Как видим, проблем очень много, и далеко не всякий эзотерик способен с ними справиться.
К классическим способам борьбы за устойчивость относятся введение пассивных RLC-цепочек, корректирующих
АЧХ и ФЧХ с тем, чтобы при любых внешних воздействиях соблюдался критерий устойчивости Найквиста.
Введение местных обратных связей положительно сказывается на линейности отдельных каскадов усилителя и позволяет
снизить глубину общей ООС, но, к сожалению, не может являться удовлетворительной альтернативой общей ООС.
Поясню последнее утверждение на примере двухкаскадного усилителя, общую ООС которого мы хотим "разбить" на две местных.
Зададимся следующими типовыми условиями
потребный коэффициент усиления усилителя в целом Ку=50,
коэффициенты усиления каскадов Ку1=200, Ку2=1000
коэффициенты искажения каскадов до введения местных ООС Ки1=0.2%, Ки2=1%
ОООС, как известно, снижает искажения пропорционально своей глубине.
Таким образом, искажения этого усилителя с ОООС можно посчитать по приближённой формуле
Ки=(Ки1+Ки2) / ((Ку1 х Ку2)/Ку) = 0.0003%
Вводим местную ООС и убираем общую с тем расчётом, чтобы общий Ки не изменился.
Распределим усиления...примем, например,
Ку1(мос)=5 для первого каскада и
Ку2(мос)=10 для второго, получим
Ки1(мос) = Ки1 / (Ку1/Ку1(мос)) = 0.005% и
Ки2(мос) = Ки2 / (Ку2/Ку2(мос)) = 0.01%
Ки(мос) = sqrt(Ки1 x Ки1 + Ки2 x Ки2)= 0.011%
То есть при прочих равных разбиение ОООС на несколько МООС
приводит к весьма существенной деградации Ки.
Далее по тексту аккумулированы Мифы, Легенды и прочие эзотерические мысли, относящиеся к ООС.
(Хочется назвать их теориями, или на худой конец тезисами, однако в массе своей это не более, чем чувственные
переживания). Мысли, пожалуй, тоже не самые подходящее название для таких фразеологически оформившихся и
агрессивных утверждений, посему буду называть их словом, не вполне понятным, зато эмоционально наполненным.
Посылы
Первый Посыл
звучит примерно так:
"В нашем усилителе мы отказались от применения обратной связи"
Напомню, что не бывает усилителей без обратной связи вообще.
Это коммерческий миф. Обратная связь есть всегда, в частности внутри отдельно взятого
транзистора или лампы, или одиночного усилительного каскада. Это научный факт.
Второй Посыл
приверженцев усилителей без ООС в том, что в усилителе с общей ООС якобы возникают какие-то циркулирующие волны из продуктов искажений. В результате сигнал замусоривается этими искажениями, теряя прозрачность, в особенности на высоких частотах. Моё, например, воображение тут же рисует этот процесс как некую кашу, положенную сверху на сигнал, которая после снятия сигнала некоторое время продолжает ещё циркулировать (и непонятно даже, как останавливается - то). Утверждение мутноватое, но попробую расшифровать этот посыл.
Посыл этот предполагает наличие у усилителя некоей «памяти», информации о том, какой сигнал был когда-то. На самом деле все процессы, кроме тепловых, в усилителе происходят здесь и сейчас; они, по нашим меркам, мгновенны.
Принцип ООС, как известно, состоит в том, что из входного сигнала вычитается строго определённая часть выходного, а полученная разница многократно усиливается.
Заметьте!!! Здесь речь идёт не о многократном итерационном процессе, но о непрерывном динамическом равновесии в пределах одного «прохода». Это корректная, «полезная» работа ООС.
Чем больше усиление и чем меньше временная задержка вход - выход, тем меньше эта разница и тем лучше выходной сигнал повторяет входной. При бесконечном усилении и нулевой задержке имеем нулевую разницу, т.е. идеальный усилитель.
Идеальность усилителя вовсе не означает, что звучание будет «стерильным» или «мёртвым». Наоборот, живые звуки и инструменты зазвучат максимально правдоподобно (сэмплы, кстати, тоже записаны вживую), а то, что звукорежиссёр стерилизовал или умертвил, дойдёт до вас так, как и было задумано.
Теперь предположим, что внутри усилителя имеется серьёзная задержка. Выходной сигнал оказывается запаздывающим во времени (строго говоря, это уже не тот сигнал, который действует сейчас на входе). Уже не очень понятно, из чего чего мы вычитаем. Эта разница (сигнал ошибки) малопредсказуема, а усилитель в этом случае судорожно пытается следовать за сложным для него входным воздействием, он на грани устойчивости. Это уже некорректная, «вредная» работа ООС. Видимо, такая работа ООС и рассматривается её идейными противниками в качестве единственно возможной.
Реальное поведение усилителя, естественно, где-то между.
Чем меньше задержка (читайте – чем больше быстродействие), тем больше пользы и меньше вреда от ООС.
Самое время перейти к числам.
Существуют три взаимосвязанных параметра, характеризующих быстродействие усилителя:
1. задержка распространения сигнала от входа усилителя до его выхода
2. скорость нарастания выходного напряжения
3. малосигнальная полоса пропускания
Интересно, что ни один из них не получил должного признания, хотя из практики хорошо известно,
что "транзисторным" звучанием обладают только медленные усилители.
Матти Оталы еще в своей работе 1970г [1] утверждал, что «скорость нарастания должна превышать скорость, соответствующую ширине полосы усиливаемых частот на множитель, зависящий от глубины ОС и равный как минимум 50, иначе возникнут импульсные интермодуляционные искажения, T.I.M.».
Вычисленная согласно этому утверждению потребная скорость нарастания для 20 кГц и 100 Вт на 8 Ом -- это 248.8 В/мкс, а полоса частот 1МГц! Многие ли, даже суперсовременные усилители могут похвастаться такой скоростью?! Совсем немногие, но они существуют!
Запас по скорости в совокупности с хорошей линейностью и большим запасом по усилению создаёт весьма благоприятный прогноз малости всевозможных искажений сигнала, в том числе интермодуляционных и гармонических искажений высокого порядка. Последние наиболее заметны нашим слухом и ответственны за «транзисторное» звучание.
Что особенно приятно, все каскады усиления (в особенности входной, к которому предъявляются самые высокие требования), начинают работать в зоне очень малых изменений токов, что ещё значительно улучшает их линейность.
Третий Посыл
гласит о том, что если без ООС нельзя обойтись, то надо по возможности ограничить её глубину.
Утверждение по меньшей мере странное.
Из теории ООС не следует, что должна существовать какая-либо «оптимальная» её глубина.
Моделирование реальных схем и прослушивание реальных усилителей также подтверждают этот факт.
Четвёртый Посыл
гласит «для правильной работы общей ООС, АЧХ усилителя в звуковом диапазоне частот должна быть линейна».
Ещё один миф, хотя нет, уже полная глупость и необразованность!
ООС, в том числе местная, исторически, изначально для того и придумана, чтобы расширить полосу усиливаемых частот. Заодно улучшилась линейность, тоже приятно.
Существуют операционные усилители (например, AD797), у которых при частоте первого полюса 50 Гц можно наблюдать верхнюю рабочую частоту 50МГц, а искажения в звуковой полосе частот на грани точности измерительной аппаратуры.
Это потому, что частота, на которой наблюдается первый полюс (начинает спадать усиление) ровным счётом ничего не говорит ни об усилении на высоких частотах, ни о верхней рабочей частоте, ни о задержке распространения, ни о линейности, ни об устойчивости! Только об усилении на самых низких частотах, что нам совершенно неинтересно.
Пятый Посыл
гласит о том, что абсолютное зло только общая ООС, местные ООС, напротив, могут быть очень полезны.
Очень хочется узнать чем же, с точки зрения пиар-инженеров, местная ООС отличается от общей?!
С точки зрения науки, различие заключается только в количестве каскадов, которые эта ООС охватывает. Следовательно, это различие абсолютно непринципиально. Местная ООС работает точно так же, как и общая !
Отмечу, что утверждение это справедливо только для минимально-фазовых цепей, то есть для каскадов, свободных от «связей вперёд», когда существует несколько путей прохождения ВЧ сигнала. Впрочем, подобные схемы довольно редки.
Введение в практику
Любое практическое занятие начинается, опять же, с теории)))
Из теории устойчивости хорошо известно, что чем большей глубины ООС мы хотим достичь, тем большего быстродействия мы обязаны добиться. Разработка устойчивых широкополосных схем с большим усилением – это технически весьма и весьма сложная задача. Увы, очень немногие разработчики в состоянии преодолеть эту техническую проблему. Тем паче - коммерчески целесообразным способом)). По факту, усилители с глубиной ОООС более 80 дБ можно посчитать по пальцам на одной руке.
Существуют, однако, технические приёмы для "формального" увеличения глубины ОООС. В первую очередь это попытки увеличить глубину ОООС за счёт сложной коррекции, без существенного увеличения полосы пропускания схемы в целом. Эти попытки очень часто завершаются опять же "формальным" успехом, циферки получаются превосходные. Однако в звучании подобных усилителей всегда присутствует окраска и некая "синтетичность". Даже на LM3886 можно получить глубину ОООС 90 дБ, однако это не делает звук полученного композитного усилителя хоть сколько-нибудь приемлемым. С момента осознания этого практического факта (не подтверждаемого, кстати, существующими теориями) мои усилия направлены, в основном, на увеличение полосы пропускания, ибо только в схемах с очень большим быстродействием наблюдается прямая корреляция между качеством звучания и глубиной ОООС.
Поясню последнее утверждение.
Рассмотрим классический усилитель класса AB. В момент изменения полярности выходного тока такой каскад имеет характерную "ступеньку". Допустим, мы подали синус 1 кГц. Спектр этой ступеньки имеет массу гармоник и уходит далеко за пределы звукового диапазона. Допустим, в звуковом диапазоне частот ООС работает эффективно и она справилась с этой кривизной; в пределах звукового диапазона всё чисто. Но, поскольку на ультра-высоких частотах ООС работает неэффективно, ступеньку всё ещё видно на осциллограмме как короткие всплески. Искажение формы произошло, однако спектр чист. Означает ли это, что произошло "правильное" усиление?!
Пример, возможно, не очень убедительный, но это хоть какое-то объяснение, почему с увеличением полосы пропускания мы наблюдаем улучшения в звуке.
Вы спросите - "если всё так просто, то почему же нам вешают лапшу про трансформаторы, волшебные конденсаторы и прочую а-ля хай-ендную чепуху?!"
Ответ на поверхности - Маркетологи очень хорошо понимают, насколько опасно вносить ясность в ту самую "мутную воду". Сами они, как известно, не обременены знаниями, им техническая сторона неинтересна. Это, как известно, мешает продажам).
Им нужны Продажи, и чем хуже техника, которую вы покупаете сейчас, тем больше продаж они совершат в дальнейшем.
Вы же, уважаемый Читатель, раз уж дочитали до этого места, действительно человек с практическим интересом, поэтому перейдём наконец к практике.
Практика
Речь пойдёт о практике создания транзисторных усилителей, поскольку только на их примере можно изучить предмет в полном объёме.
Существует несколько типов звучания, которые можо поделить на группы, по мере возрастания глубины ОООС. Деление это весьма условно, в том смысле, что усилители из одной группы могут обладать признаками соседних групп, однако общая тенденция сохраняется - глубокоосник, например, никогда не будет иметь ватный низ, так же, как усилитель с неглубокой ООС никогда не построит верную и глубокую сцену.
Итак, типы звучания и их взаимосвязь с глубиной ОООС
1. 20-30 дБ. Общая мутность, что называется, "звука нет". Бывает, что и придрасться-то не знаешь к чему - просто всё одинаково плохо.
2. 30-40 дБ. Звук местами проясняется, НЧ регистр начинает обретать т.н. "упругость", СЧ окрашены, верх ненатуральный и замыленный
3. 40-50 дБ. НЧ регистр почти безупречен, СЧ очищаются, окраска и мусор постепенно "съезжают" в ВЧ область спектра. СЧ уже разборчивы, глубина отрисовывается хорошо, однако ВЧ обычно очень навязчивы и резки. Сибилянты звучат с каким-то "динамическим разрывом"
4. 50-60 дБ. Все искажения постепенно смещаются во всё более ВЧ область. Звук может стать с переизбытком "воздуха" и необъяснимо навязчивым. Сцена постепенно обретает объём.
5. 60-80 дБ. Сцена о и объём строятся безупречно, однако ещё может наблюдаться лёгкая окраска и неестественность.
6. 90-130 дБ. Кристальная ясность. Звук в целом легко читаем и очень информативен, всё как на ладони. НЧ динамически безупречны. СЧ глубоко читаемы и легки. ВЧ вообще никак не акцентированы, они просто есть. Сибилянты натуральны, нет обычного разрыва в их динамике. Струнные, железо и сложная перкуссия естественны. Пространство чёткое и стабильное.
Схемы без ОООС намеренно не вошли в классификацию. Разнообразие технических решений в этой группе довольно велико, от откровенно никудышных до вполне пристойных. Более того, усилители без ОООС могут одновременно проявлять признаки групп с первой по четвёртую. Например, многие ламповые усилители неплохо строят сцену при откровенной рыхлости НЧ и общей мутности.
Описанное выше деление - обобщение результатов многолетних экспериментов и наблюдений, проведённых разными людьми на разных макетах и изделиях. Эксперименты над уже готовыми изделиями, по понятным причинам, возможны в довольно узких рамках. Поэтому некоторые макеты (в т.ч. довольно сложные) были построены специально для экспериментов над ОООС. Последний из наших макетов - композитный усилитель с многоконтурной ООС - обладает очень малой задержкой (20 ns) и невероятно глубокой ОС - до 130 дБ на частоте 20кГц. Глубина ООС в нём ступенчато регулировалась от 3000 до 1 миллиона (!!!) раз. Этот макет, по мере увеличения глубины ООС показывал всё более точное и достоверное звучание, чем уверенно и явно доказал преимущества схем со сверхглубокой ООС. Сейчас он проходит обкатку и будет впервые применён в проекте "ULTIMA".
Лирическое отступление
Мне всегда казалось, что тема ОООС - один из случаев, когда практика коррелирует с теорией каким - то странным образом.
Меньшим искажениям, теоретически, должен отвечать лучший звук. Эта теоретическая предпосылка обычно подтверждается практически. Но не всегда.
Примером тому может служить возникновение TIM искажений в медленных усилителях. TIM (переходные интермодуляционные искажения) возникают при быстрых входных воздействиях, когда из-за наличия ОООС некоторые каскады усиления начинают работать на "большом сигнале", вследствие чего нарушается их линейность.
Приведу ещё один, феноменально непонятный пример. При глубине ОООС более 70-80 дБ уровень искажений (теоретически) вообще не позволяет говорить об их заметности, поскольку они заведомо лучше 0.001%. Однако далеко не все усилители с такими параметрами звучат одинаково хорошо. Думаю, это несоответствие и явилось формальным поводом для появления массы междометий о пользе обратной связи как таковой. Но не суть. Суть же вот в чём. Дальнейшее увеличение глубины ООС (равно как и прочие улучшения) - явно замечаются ушами, даже если искажения в десятки и сотни раз лучше теоретических возможностей слуха.
Подходим к самому интересному.
Известно, что провода, конденсаторы и прочие компоненты электрической схемы привносят в звук окраску. Природа этого явления плохо изучена, известно только, что эту окраску практически невозможно измерить. Так вот, экспериментально выяснено, что окраска, возникшая внутри усилителя, охваченного ООС, подавляется наравне с прочими искажениями. Окраска эта неизмерима, однако даже сильная окраска неоптимально спроектированного усилителя при глубине ООС более 95-100 дБ становится совершенно незаметной. Этот трудно поддающийся осмыслению феномен можно и нужно использовать практически. Обычные УМЗЧ не позволяют увеличить глубину ООС более 55-65 дБ, поскольку они недостаточно быстры и попытки увеличить усиление приводят к потере устойчивочти.
Однако, если УМ спроектирован так, чтобы быть быстрым и стабильным, появляется способ радикально улучшить его звучание.
Композитные усилители
Способ этот заключается в присоединении дополнительного широкополосного входного каскада с усилением порядка 50-70 дБ. Композитные усилители, имеющие подобную архитектуру, имеют усиление десятки миллионов раз, и по определению очень быстры. Обратная связь в них всегда многоконтурная, усилитель как бы разбивается ей на отдельные каскады (вводятся местные ООС). Усиление распределяется по каскадам с тем расчётом, чтобы как можно большая его часть осталась на общую ООС. Каждый каскад благодаря глубоким местным ООС имеет очень малые нелинейные искажения, порядка 0.001 - 0.01 %.
В итоге, мы как бы объединяем два изначально хороших усилителя в единый усилитель, охваченный общей обратной связью.
Общая ООС, после её включения, делает искажения неизмеримо малыми, а звучание - абсолютно достоверным.
Композитные усилители пока не получили должного распространения ввиду сложной понимабельности и даже где-то "наукоёмкости".
Они очень критичны к стабильности исходных усилителей и параметрам цепей ООС, что делает их неудобными для поточного производства.
По состоянию на май 2015 мне удалось добиться стабильности и повторяемости композита с глубиной ООС 120 дБ. Он войдёт в состав all-in-one агрегатов - двухканального SOLO-2 и 5-ти канального ULTIMA. Эти аппараты будут экспонированы на выставке Российский Hi-End 2015 (18-21 ноября 2015г) и будут доступны к заказу в конце лета.
Ссылка на статью "ОООС на пальцах"
Комментарии к статье
-
0